Представляем Вашему вниманию совместный образовательный проект экологической направленности с детьми среднего дошкольного возраста «Спасатели Нерпочек».

Проект реализовывался в течении трёх недель. Авторами проекта являются дети 4 – 5 лет и я, Татьяна Анатольевна Мартынюк – воспитатель.

Как рождаются проекты? Отвечу Вам с полной уверенностью, основу хороших проектов составляют спонтанно возникшие детские вопросы и разные интересные ситуации, которые возникают по инициативе детей. И здесь самое важное для меня – вовремя поддержать инициативу, гибко реагировать на разные ситуации.

Случайно услышанная мной беседа двух детей послужила идеей для рождения образовательного проекта «Спасатели Нерпочек» Данил рассказывал Вике:  – Вика, представляешь, я был на Байкале и там было столько мусора!  Вика с удивлением отвечает: – Я тоже была на Байкале, видела нерп, купалась, но мусора там не было. Не тороплюсь высказывать своё мнение, НАБЛЮДАЮ. Решаюсь включиться в диалог: – Я тоже была в разных местах на о. Байкал и видела разные побережья. В последствии, в наш диалог включились все дети. Каждый из них рассказывал: куда ездил летом, что видели. Ответы были в основном такие, что мусор видели многие.

Понимаю, что эта прекрасная ситуация для начала проекта! Главное сейчас не спугнуть, развернуть, углубить интерес!

Теперь важно, увлечь детей, обострить их чувства и ощущения, чем-то захватить, создать ситуацию, когда пробуждается любопытство. Мой рассказ о том, что нерпа живёт только в чистой воде и многие люди стараются очистить воду, берег Байкала не допустить его загрязнение, очень заинтересовал детей.

Предложила детям самим очистить воду и провести опыт по очистке воды при помощи разных фильтров. Удивление вызвал состав фильтра. Дети предположили, что этими способами очистить воду невозможно, она останется грязной. Какого же было удивление детей, после проведённого опыта? Они решили, что это волшебство, которое сделали сами. Дети были замотивированы! Предложила им стать спасателями Нерпочек на Байкале. 

Вы спросите меня, а могут ли дети 4 -5 лет участвовать в планировании проекта? Я Вам отвечу, конечно же да, если использовать доступные, понятные ребенку инструменты выбора. Наш первый шаг на пути планирования – это выбор детьми того, что хотят узнать и сделать в рамках проекта. Предложила на выбор наборы карточек. Исходя из выбора детей была запланирована совместная игровая, продуктивная и познавательно-исследовательская деятельность.

Дети проявили свои творческие способности в таких продуктивных видах деятельности, как: аппликация, изготовление макета, лепка животных, отразили свои впечатления в рисунках по замыслу.

Реализация данного проекта позволила расширить представления детей об обитателях озера Байкала: таких как куница, соболь, дети заинтересовались другими народностями, которые живут на озере Байкал. По инициативе детей и родителей была организована тематическая выставка «Сувениры, книги, фотографии Байкала».

Одна из моих воспитанниц поделилась информацией с родителями о том, что мы решили стать спасателями Нерпочек. Мама девочки сказала, что она может пригласить к нам в группу сотрудника лесничества и провести настольно-познавательную игру природоохранной направленности «Путешествие по Байкалу». Когда проводилась эта игра, я радовалась тому, что дети показали себя как настоящие знатоки и проявили командный дух.

Для того чтобы увлечь детей и показать значимость охраны природы включила их в исследовательскую деятельность. Провели опыты по исследованию воздуха: «Чем пахнет воздух?», «Зелёные пылесосы», в результате дети увидели важное значение чистого воздуха для живых организмов.

Стимулом для составления правил поведения в природе стало проведение игры «Хорошо, плохо».

Самым важным этапом нашего проекта было обсуждение и совместная разработка с детьми правил поведения в природе.

Когда я спросила, кому мы расскажем о наших правилах, дети захотели поделиться своими открытиями с детьми соседней группы и родителями.  Мне очень понравилось то, что в нашем проекте было много необычного, того что мы делали в первые, на пример: младшие делились информацией со старшими, ведь наши соседи — это дети подготовительной группы.

Если вы меня спросите, каким образом я отслеживала результаты проекта и достижения детей? Я вам отвечу: что формат кратковременного проекта основанный на детском интересе не предполагает формализованных методов оценивания. Основным методом диагностики является педагогическое наблюдение с фиксацией увиденного в дневнике педагога, для принятия педагогических решений.  Все этапы проекта объединило фото документирование и педагогическое наблюдение.

Вы не представляете, как дети эмоционально обсуждали, как мы вместе прожили эти три недели детства, три недели невероятных открытий. Для меня самым важным открытием было то, как дети с душой, нежностью, переживанием относятся к тому, что их окружает и они хотят привнести свой вклад в защиту окружающей среды. И я с уверенностью могу сказать, что цели, которые мы поставили с детьми в начале проекта, обязательно будут достигнуты.

Анализируя результаты проекта, хочу отметить, что, во-первых,

– удалось включить детей средней группы в совместное планирование проекта;

–  и по моим наблюдениям, самым успешным видом деятельности для формирования начальных экологических представлений, стало познавательно-исследовательская деятельность, через проведение элементарных опытов.

Начиная этот проект, я не предполагала, что увиденная и поддержанная вовремя педагогическая ситуация, так глубоко затронет не только меня и детей, но и родителей. Представляете, ведь наш проект имеет продолжение. Родители с готовностью поддержали инициативу детей провести акцию «Лето спасателей природы».  Мы все вместе договорились, куда бы мы не поехали отдыхать: на Байкал, на берег моря, на дачу, на берег Ангары, мы всегда берём с собой мусорные пакеты, перчатки и, хотя бы маленький участок земли делаем чистым. Размещаем фото и видео материалы в социальных сетях под ХЭШТЕГОМ летоспасателейприродыУсть-Илимск #детскийсад29.

Примите участие в акции «ЛЕТО СПАСАТЕЛЕЙ ПРИРОДЫ» под ХЭШТЕГОМ. скачать презентацию.